Детали

Общение в своем вербальном и невербальном проявлениях — явление общечеловеческое. Вместе с тем ему всегда присущи этнические особенности, национальное своеобразие. Это вызвано спецификой природно-климатических условий, способами хозяйствования, контактами с другими народами, влиянием религии, уровню культурно-цивилизационного развития, а также «душой» народа, его характером, темпераментом, менталитетом, национальным характером.

Общество, как и отдельный человек, способно меняться, совершенствоваться. Но результативность этого процесса зависит от вклада конкретных членов общества. Поэтому те вещатели, которые хотят иметь успех в общении, должны чувствовать потребность коммуникативного самосовершенствования. Для этого необходимо контролировать свое коммуникативное поведение, моделировать ее для предполагаемых ситуаций, анализировать реакции коммуникативных партнеров и свои собственные впечатления, обдумывать свои достижения и ошибки, постоянно «взаимодействовать с самим собой».
Американские исследователи человеческих отношений Л. Зунино и Н. Зунино считают, что для того, чтобы сложилось впечатление о человеке, достаточно четыре минуты пообщаться с ней. Другие исследователи считают, что для этого необходимо всего 120 секунд. Следовательно, от уровня нашего владения техникой общения зависит мнение окружающих о нас!
Вербальное общение разворачивается в конкретных обстоятельствах, которые имеют название коммуникативной, или речевой ситуации. Параметры ситуации определяются его составляющими: КТО — КОМУ — ЧТО — О чем — ДЛЯ ЧЕГО — ГДЕ — КОГДА.
КТО и КОМУ — это участники коммуникативного акта, коммуне-канты. КТО — тот, кто говорит (пишет), — в научной литературе имеет различные терминологические обозначения: «адресант», «отправитель», «эмиссар», «предоставитель». Кому — то, к кому говорят (пишут). В научной литературе можем встретить термины: «адресат», «получатель», «реципиент», «приемники». Для коммуникативной ситуации существенным присутствие третьего лица, которая может и не участвовать в коммуникативном акте, но влиять на его ход, применяя элементы невербального общения.
Что — то, что сказано (написано), т.е. сообщения, текст, который может иметь объем от одного звука к целому доклада или романа-эпопеи.
О чем — это содержательная сторона текста.
Почему-это причина речи, его каузальная обусловленность, мотивация ДЛЯ ЧЕГО — это целевая обусловленность речи.
В зависимости от того, какую цель ставит перед собой адресант: проинформировать, убедить, создать настроение, вывести из равновесия адресата или просто скоротать время — он организует свою речь, подбирает соответствующие выразительные средства, способы построения текста, придерживается определенной стратегии и тактики в коммуникативном поведении.
Участники коммуникативного акта ведут себя по-разному, в зависимости от характера коммуникативной ситуации и ее составляющих. Выбирается разная стратегия и тактика общения используются различные языковые и внеязыковые средства выражения.
В коммуникативном поведении получают свое выражение социальные и индивидуальные особенности коммуниканта: возраст, пол, положение в обществе, воспитания, эрудиция, тип характера и др.. Для примера возьмем половые различия кому ни канте в: женщины в основном начинают и поддерживают разговор, а мужчины контролируют и направляют ее, проявляя свою заинтересованность или же желая сменить тему (красноречиво молчат). По наблюдениям исследователей, женщины вдвое чаще употребляют условную форму, в 5 раз — ограничительные слова. Статистически доказано, что женщины болтливы мужчин. Так, за день в среднем украинская произносит 11 500, украинский — 26 200 слов. За семьдесят лет жизни рядовой француз проводит с телефонной трубкой в руке один год жизни, а француженка — 3 года.
Коммуниканты отличаются своими постоянными признаками, которые определяют их коммуникативный статус (пол, возраст, социальное положение, равенство, характер образования, национальности, вероисповедания, место работы) и переменными признаками, которые еще называют ситуационными (т.е. это та роль, которую играет говорящий в момент коммуникативного акта). Каждому человеку приходится играть в течение одного дня несколько ролей: студент, чей-то ребенок, хозяин в доме на данный момент или хозяйка на кухне при отсутствии матери, вежливая (-ный) внучка (внук) и другие. В каждой из этих ситуаций человек выбирает не только свою модель поведения, но и свой стиль и манеру общения. Коммуникативные статусы и роли

бывают симметричными (например: студент — студент), а также несимметричными (студент — преподаватель, пациент — врач).
Коммуникативное поведение говорящих также зависит от их индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей. В разных аспектах этого поведения проявляет себя темперамент: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматичный или какая-то их комбинация: интровертность — сосредоточенность на своих мыслях, чувствах, переживаниях, «жизнь в себе», и экстраверт-ность — ориентированность на внешний мир и других людей .
Чтобы вступить в коммуникацию, адресантом порой приходится привлечь внимание нужной ему лица (лиц), которая занята своими делами. Для этого сначала необходимо обратиться со словами извинения, и когда потенциальный собеседник обнаружит потенциальные знаки внимания (взглядом, мимикой, репликой, позой и т.д.), тогда можно будет продолжить разговор. Дальнейшее развертывание разговора для адресанта имеет смысл только после реплик адресата, тем самым покажет свою заинтересованность в разговоре. Если таких реплик адресант не услышит, или услышит отрицательные реплики, или те, которые свидетельствуют незаинтересованности в беседе адресата, то в таком случае необходимо попросить извинения и уйти, не демонстрируя ни словом, ни невербальными средствами своего разочарования или острых негативных эмоций.
Важным элементом техники общения является межличностное пространство — расстояние, отделяющее собеседников. Известный антрополог Е. Холл первым обратил внимание на пространственные потребности человека. В начале 60-х годов он ввел специальный термин для этого направления исследований — проксемика1. Выяснилось, что каждый человек стремится иметь свою территорию, определенный воздушное пространство вокруг своего тела. Размеры этой зоны зависят от некоторых факторов, прежде всего от социокультурных различий людей. Чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем меньше расстояние между ними в процессе коммуникации. Однако существует предел допустимого расстояния между собеседниками, нарушать которую считается неэтично. Она зависит от вида взаимодействия. Различают четыре вида расстояний между коммун и кантами:
• интимное расстояние — до 0,5 м, точнее — 15-46 см. Встречается в спорте, где происходит столкновение тел спортсменов. Кроме субъекта, в этой зоне размещаются близкие ему люди, которые имеют с ним тесный эмоциональный контакт;
• межличностные расстояние — 0,5-1,2 м. Бывает при разговоре друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом, на приемах, ужинах, деловых встречах;
• социальная расстояние — 1,2-3,7 м. Имеет место при неформальных социальных и деловых отношениях, причем верхняя граница больше относится формальным отношениям. Это расстояние пытаются сохранить малознакомые коммуниканты;
• публичное расстояние — 3,7 м и более. На этом расстоянии могут обменяться несколькими словами или вообще воздержаться от разговора, воспользовавшись невербальными средствами общения.
Эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола и уровня культуры собеседников. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди среднего возраста предпочитают отдаленном положению. Как правило, женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от пола), чем мужчины.
Личные свойства также определяются расстоянием между спивромовникамы: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше.
Общественное положение также влияет на расстояние между людьми. Мы вообще держимся на большом расстоянии от тех, чье положение выше нашего, тогда как люди равного положения держатся на относительно близком расстоянии.
Традиции — также важный фактор, который влияет на расстояние между коммуникаторами. Если территория, на которой живет та или иная нация, густо заселена, то и люди во время общения находятся ближе друг от друга. Если они проживают на относительно малозаселенной территории, то размещаются на определенном расстоянии во время коммуникации. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.
На расстояние между собеседниками может повлиять и стол. Стол, как правило, ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушатель садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По той причине некоторые администраторы и руководители предпочитают проведению личных разговоров, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником — на стульях, расположенных под углом.