Труба зовет

Труба зовет

Согласно последнему исследованию Strategy Analytics, мировые продажи смартфонов выросли в 2016 году на 3%, достигнув рекордного показателя, было продано 1, 5 млрд устройств. Рост продаж смартфонов восстанавливается благодаря росту спроса на основных развивающихся рынках, таких как Китай и Африка.

На казахстанском рынке мобильных телефонов на смартфоны приходится 85, 4%. По данным IDC Central Asia, этот рынок в количественном выражении в 2016 году вырос на 16, 1% (и внес свой крохотный вклад в мировые показали роста). Однако, несмотря на количественный рост, в денежном выражении казахстанский рынок мобильных телефонов в прошлом году сократился более чем на 2%. В 2016 году в Казахстан завезено более 3 млн устройств на сумму почти 350 млн долларов.

Дорогие середняки

Судя по результатам года, одна часть казахстанских покупателей мобильных телефонов решила жить по средствам, другая — не слишком сильно экономить на такой покупке. Несмотря на диаметрально противоположные желания, и те и другие сделали выбор в пользу устройств среднего ценового сегмента.

«По итогам года мы наблюдаем, что ценовой сегмент до 100 долларов сократился более чем на 7 процентов, в противовес этому сегмент от 100 до 300 долларов значительно увеличился, до 40, 8 процента. По сравнению с 2015 годом мобильных телефонов этого ценового сегмента продано почти в два раза больше. А вот сегмент дорогих мобильных телефонов — от 500 долларов и выше — сократился до 15, 6 процента», — комментирует аналитик рынка мобильных устройств и планшетных решений IDC Central Asia Алена Кизуб.

Поскольку расчеты ведутся в долларах, произошло смещение ценового сегмента: то, что раньше относилось к дорогим смартфонам, сейчас перешло в категорию «смартфоны по цене до 300 долларов». Это обусловило итоговый рост среднего сегмента на платформе Аndroid.

По данным IDC Central Asia, лидирующую позицию по-прежнему занимает Samsung, удерживающий более половины рынка мобильных телефонов. Согласно внутренним данным Samsung, доля компании на рынке РК составляет около 55% в денежном выражении и почти столько же — в количественном. Гегемония корейского бренда — отличительная черта Казахстана. Например, в России, как и в мире в целом, этот бренд занимает около 20% рынка.

В тройке лидеров казахстанского рынка также Apple и LG. В отчете Strategy Analytics по мировому рынку смартфонов LG нет не только в первой тройке, но даже в пятерке, а замыкает тройку глобальных лидеров Huawei. В Казахстане у Huawei примерно те же показатели по доле рынка: по собственным оценкам компании, в IV квартале 2016 года Huawei достиг доли в 10%, закрепив свою позицию в Казахстане.

В процентом соотношении доля Apple на глобальном рынке в два раза превышает долю на рынке Казахстана. Судя по данным, представленным казахстанской сетью iPoint, имеющей статус Apple Premium Reseller, покупать iPhone казахстанцы меньше не стали, несмотря на существенное удорожание гаджета после девальвации. «Спрос на iPhone 7 и 7 Plus был почти в полтора раза больше, чем на модели 6S и 6S Plus. За первый квартал новая модель iPhone продавалась лучше, чем в аналогичный период 2015 года, мы зафиксировали рост продаж на 133 процента», — такие данные озвучила маркетолог компании iPoint Жадыра Жалгасбаева.

Размер имеет значение

В сети «Технодом» отметили, что их продажи мобильных телефонов в 2016 году сократились в целом на 10%. Крупнейший казахстанский ритейлер бытовой техники и электроники связывает такие результаты с падающим спросом на эти гаджеты. Но более справедливо говорить о дифференцировании каналов — растут продажи интернет-магазинов, развивается продажа мобильных телефонов операторами связи.

По статистике «Технодома», доля кнопочных телефонов в продажах существенно не меняется в течение нескольких последних лет. «Особого роста по данному направлению мы не наблюдаем, за исключением одного месяца — апреля 2016 года, когда ввели запрет на смартфоны для госслужащих. В этот период спрос вырос на 50 процентов. К концу года продажи стабилизировались до предыдущего уровня», — сообщили в компании.

Запрет смартфонов для госслужащих, а затем и для школьников (в уставы многих школ были внесены изменения, запрещающие пользоваться смартфонами) заметного влияния на рынок не оказал. Увеличение доли продаж смартфонов с диагональю экрана от 5 до 5, 6 дюйма (фаблеты) — результат прогнозируемый. В России в 2016 году фаблеты впервые сформировали более 50% выручки розничных компаний. «Большие» смартфоны удобны и для коммуникаций, и для развлечений, они вполне заменяют собой планшетный компьютер, так что их доля явно продолжит расти.

Подтверждая лидерство устройств от Samsung, в компании «Технодом» констатируют, что на протяжении последних нескольких лет активно растет спрос на телефоны китайских производителей, таких как Huawei и Meizu. К числу тех, кто теснит традиционные для казахстанского рынка мобильных телефонов бренды, можно смело добавить китайские XiaoMi и ZTE. Последняя из компаний официально вышла на казахстанский рынок в конце 2016 года и сразу заявила о намерении добиться здесь не меньших успехов, чем в России. Там китайский производитель телекоммуникационного оборудования, который по приказу партии занялся и производством мобильных телефонов, в течение года по числу проданных устройств обходил и Lenovo (бренд традиционно замыкает тройку лидеров российского рынка) и даже Apple.

Намерения китайских брендов отвоевать себе долю казахстанского рынка у Samsung и Apple вполне в духе глобальных трендов, однако производителям из Поднебесной стоит учитывать особенности казахстанского рынка, на котором прагматичная и объективная оценка возможностей устройства — не всегда главный фактор при выборе гаджета.

«Китайские бренды, такие как ZTE, Meizu и XiaoMi, понемногу отнимают долю у всех участников рынка, преимущественно, конечно, у лидеров, Samsung и Apple. Но на казахстанском рынке мобильных телефонов огромную роль играет статус бренда, именно поэтому, в противовес мировым тенденциям, продажи Apple в Казахстане практически не падают, а плавно то поднимаются, то опускаются от квартала к кварталу. Samsung же, в свою очередь, имеет достаточно большой диапазон моделей — от бюджетных до самых дорогих, что отвечает спросу в любом ценовом сегменте», — комментирует перспективы китайских производителей Алена Кизуб.