Этическая сторона общения

Готика обращена к сложному миру человека, его родовой общественной сущности, которая реализуется в нравственной деятельности конкретных личностей.

Этика — наука о морали: ее природу, сущность, специфику, роль и место в развитии человека. Она изучает особую сферу человеческой деятельности, ее закономерности и проявления в исторической практике людей, в нравственных воззрениях, структуре морального сознания.
Рассматривая нравственность в практическом смысле, которая выражается в общении, способности человека соотносить себя с другими людьми, что полагается в основу анализа понятия постыдного или достойного человека.
Проявления нравственности в деятельности конкретных индивидов определяются как добродетель, порядочность, ответственность и т.д..
Важным элементом общечеловеческого в морали является нравственная культура общения — это «культура, связанная с утверждением в обществе гуманистических справедливых взаимоотношений между людьми. Это способность человека к выбору в общении необходимых форм и средств, восприняты и трансформированы человеком в процессе воспитания и самосовершенствования . Это культура, активизирует стремление человека к личностному самовыражению, к самоутверждению человеческого достоинства. Это культура, которая побуждает к морального творчества во время общения «. Под моральным общением подразумевают устойчивые связи между людьми, а также потребность в морально-психологическом. взаимопонимании, даже в решении деловых проблем.
Уровень культуры может, с одной стороны, способствовать полноценному общению, или, с другой — порождать чувство отчужденности, одиночества, непонимания, если уровень культуры общения является низким.
Нравственная культура общения является составной частью культуры общения в целом. В последнее время выделяют следующие уровни нравственной культуры:
• ритуальная (общение людей в повседневной жизни с соблюдением общепринятых правил этикета);
• манипулятивный (общение людей с целью достижения своих целей, часто за счет других);
• гуманистический (общение с уважением друг к другу, со стремлением решить проблемы и учесть интересы каждого).
Общение является одним из фундаментальных, высших социальных потребностей человека. Оно имеет практическое значение, эффективность и результативность которого зависит от многих факторов, свойственных людям, участникам процесса общения.
Для нравственной культуры общения свойственно стремление к взаимопониманию, открытости, симпатии, доверия, умение и умение слушать. Не случайно в некоторых социальных сферах человеческой деятельности на протяжении веков отшлифовываются такие понятия, как: моральные ценности, моральные нормы и принципы, гуманистические коммуникативные установки в общении, профессиональная (служебная) этика, нравственные требования к представителям профессий, которые больше включены в сферу человеческих отношений.
К моральным ценностям относят объекты, явления и их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе обобщенные идеалы. Это своеобразный эталон. В духовном отношении ценности создают или возрождают человека со всеми его потребностями. Выбирая определенные моральные ценности, человек подтверждает сознательное отношение к нормам и принципам морали, действенность своих мотивов, целостность нравственного сознания в целом.
Моральные ценности добра, морального долга, ответственности, справедливости, чести и достоинства человека, совести особенно влияют на поведение людей, их взаимоотношения с другими, на характер и культуру общения.
В жизни людей моральные ценности регламентируются моральными нормами и принципами.
Моральные нормы и принципы — это определенные требования и запреты, регулирующие деятельность, поведение людей, их взаимодействие и общение. Эти нормы и принципы, установленные людьми в обществе на определенном этапе его развития, является образцом поведения и обязательны для выполнения.
Люди в своем поведении и общении придерживаются различных моральных норм и правил. Умный человек все время пытается контролировать свои действия, поступки. Неразумная, по мнению Конфуция, делает три ошибки: говорит, когда не время говорить; не говорит, когда пришло время говорить, и говорит, не замечая мимики.
Сейчас человек обращается или к моральным нормам, принятых обществом, или в личных нравственных норм и принципов.
Нравственными ценностями определяются особенности коммуникативных установок на взаимодействие и общение между людьми. Если человек воспринимает гуманность как ценность, то его коммуникативные установки будут гуманистическими. Такой человек будет во взаимоотношениях с другими хорошей, честной, порядочной, справедливой, будет с уважением относиться к другим.
Чтобы реализовать свои способности, нужно быть в единстве с миром и одновременно в согласии с собой. Если этого не удается достичь, то перед человеком встают нравственные проблемы, а невозможность их решения часто приводит к неврозу. Чтобы этих проблем не возникало, в частности во время общения, следует придерживаться основных принципов этики:
- Не делай другому того, чего бы не хотел, чтобы он делал тебе;
- Что ты делаешь другим, то делаешь и себе.
То есть в деловом общении нельзя, манипулируя другим, достигать выгоды только для себя, особенно с помощью хитрости, махинаций, нечестной игры. Это золотое правило нравственности, которым и следует руководствоваться для того, чтобы обеспечить такой уровень культуры общения, что помогает выявить и раскрыть лучшие стороны личности. Одновременно это процесс воспитания и самовоспитания, в котором люди влияют друг на друга. Именно в общении лучше проявляются моральные качества человека, соответствие его поведения общепринятым моральным нормам и принципам.
ЗАПОМНИТЕ!
Моральные ценности является одной из форм проявления нравственных отношений в обществе. Они составляют основу коммуникативных установок, которые являются составной частью культуры общения.
Моральные нормы и принципы — это определенные требования и запреты, которые регулируют деятельность, поведение людей, их взаимодействие и общение. Эти нормы и принципы, которые устанавливаются людьми в том или ином обществе на определенном этапе его развития, является определенным образцом поведения и обязательные для выполнения:
Не делай другому того, чего бы не хотите, чтобы он делал тебе.
Что ты делаешь другим, то делаешь и себе.
В общении лучше проявляются моральные качества человека, соответствие его поведения общепринятым моральным нормам и принципам.
Выполняя профессиональные обязанности, человек проявляет свои деловые и моральные качества, воздействует через них на других, идя к поставленной цели. При этом проявляет свою профессиональную культуру. Это

понятие означает соответствие поведения, говорения, слушания, речи в профессиональной деятельности общепринятым моральным нормам и принципам, а также требованиям, предъявляемым к профессии. Представителям таких профессий, как врач, учитель, судья, священнослужитель, необходимо знать, как действовать в соответствии с моральными принципами, потому объектом их деятельности является человек. С этими профессиями связано понятие профессиональной морали. А такие профессии, как менеджер, маркетолог, появились не так давно, но успешность их деятельности тоже полностью зависит от того, будут ли они придерживаться моральных норм и принципов.

Профессиональная мораль — это то, что конкретизирует общечеловеческие нравственные ценности (нормы, принципы, понятия) в конкретных профессиях. Особенности профессиональной морали изучает профессиональная этика.

Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

Несмотря на всеобщий характер нравственных требований, существуют еще и специфические нормы поведения для конкретных видов профессиональной деятельности (профессиональная этика врача, юриста и т.д.).

Широкомасштабная экономическая деятельность не может успешно осуществляться при отсутствии некоторых общих этических норм. То есть должна существовать общепринятая «соглашение» относительно того, какое поведение является допустимым, а какая — нет.

Некоторые из этих общих норм записаны в виде законов и нормативов. Другие же явно не записаны, но должны четко осознаваться и выполняться гражданами общества. Совокупность этих формальных и неформальных норм, их исполнение, отношение к ним включаются в понятие профессиональной этики. Поведение, которое не соответствует установленным стандартам, считается неэтичным.

В понятие профессиональная этика относят моральные обязанности, в которых отражается отношение представителя определенной профессии к объекту труда, к коллегам по профессии, к партнерам, к обществу в целом. Это прежде всего осознание своей моральной ответственности и готовности выполнять свой профессиональный долг.

Центральным понятием профессиональной морали является понятие профессионального долга, которое сочетается с понятием ответственности. Проанализировать результаты своего труда с позиций общечеловеческих нравственных ценностей специалисту помогает профессиональная совесть. Она пересекается с таким понятиями, как профессиональная честь, профессиональное достоинство, профессиональная справедливость. От профессионального такта зависят взаимоотношения с другими людьми, решение с ними во время общения деловых проблем. Деловая этика регулирует отношения бизнесмена с партнерами, руководителя организации с подчиненными. К сожалению, среди тех, кто сегодня занимается бизнесом, есть люди, действия которых вступают в противоречие с действующим законодательством и моральными ценностями.

Т. К. Чмут, Г. Л. Чайка отмечают, что за последние десятилетия моральные ценности в профессиональной деятельности изменились. Если раньше больше всего ставили общественные интересы, то сегодня — индивидуальные. Бизнесмены стремятся собственного самообогащения, достижение успеха за счет других. Профессиональная же деятельность, отмечают исследователи, должна быть направлена на достижение двух целей: индивидуального и общественного благ, которые находятся во взаимодействии. Настоящий профессионал только так должна действовать: развивать свое дело, а это будет способствовать развитию общества. Профессиональный талант специалиста должно быть достойно оценен заработной платой. Такой человек должен пользоваться уважением, чувствовать, что ее ценят. Только в таких условиях она будет чувствовать удовлетворение жизнью. И, наоборот, недовольство профессиональной деятельностью может привести к душевному расстройству. Сейчас много компаний, фирм, организаций работают над созданием в коллективах морально-психологического климата, который способствовал бы профессиональному росту работников, установлению доверительных отношений в общении между коллегами, с партнерами и клиентами.

Нынешним отечественным предпринимателям необходимо делать свой бизнес в обществе, где бизнес-активность является новым явлением и не имеет четких стандартов. Законы часто противоречат друг другу и даже запрещают некоторые виды деятельности, которые считаются законными и нравственными в большинстве стран. Некоторые современные неписаные нормы, понятия о хорошо или плохо пока в значительной мере соответствуют стандартам авторитарного прошлого, без изменений сохранились и поныне, и не всегда являются положительными или моральными.

Процесс формирования предпринимательской этики, менеджерской этики, этики руководителя продолжается. Идет отбор того рационального, что было в советские времена, и возрождение лучших традиций дореволюционного предприятия.

Как ранее заключались договора? Договорились купцы, дали слово и «ударили по рукам», не используя лишних документов. Это был неписаный закон: не сдержал слова, обманул кого-нибудь — тебе не место в купеческой гильдии.

В наши же времена нередко после вечернего торжественного подписания договора уже утром партнер факсу передает сообщение о необходимости пересмотра некоторых пунктов или разделов этого документа.

Существует немало важных факторов, которые стимулируют формирование этики. Первый — экономический. Этика высокого уровня — это залог успешного бизнеса, например, когда покупатели и продавцы стремятся честных (этических) деловых отношений. Если вы продаете товар даже по самой низкой цене, но не снабжаете его вовремя, качество ваших товаров неудовлетворительная, то вы можете потерять потенциальную прибыль.

Второй — законопослушность. Необходимо не только уважать закон, но и выполнять его. Неэтичные, противоправные действия могут привести к тому, что кто-то пострадает или экономически (убытки) или юридически. Эти убытки могут превысить полученную прибыль.

Третий — воспитание. Духовное воспитание, которое закладывается в личность как основные христианские ценности, является основой будущей этической делового поведения, ее основным фактором. Потому что внутренние убеждения, внутренние «законы», моральные нормы мотивируют и определяют внешнее поведение, поступки, действия человека.

Именно морально-духовное воспитание формирует в личности такие черты характера, как ответственность за свои поступки и слова, соблюдения своего слова, аккуратность и пунктуальность, корректность, уважение к другому человеку, соблюдения законности и т.д..